Автор: delia и shimp
Создан: 16.05.2012
Опубликован: 16.05.2012
(отредактирован: 16.05.2012)
Описание окружающей местности
«… добраться до этой очень интересной маленькой мечети почти подвиг: сколько нужно пройти (ехать в экипаже невозможно) улиц, переулков и закоулков, мимо грязных базаров и тысяч лавок»
Русский путешественник. Конец XIX в.
Благодаря книге С. А. Иванова «В поисках Константинополя. Путеводитель по Византийскому Стамбулу и окрестностям», мы узнали, что на ряду с известными всему миру достопримечательностям этого овеянного славой и могуществом города, имеется один из интереснейших музеев – Музей Кариийе (Кархие Джами). Кархие Джами – редкая удача, счастливый случай для всякого, кто приехал в Город в поисках Византии. Это поразительно целый и цельный памятник, хоть он и служил мечетью на протяжении очень долгого времени – с 1511 по1945 г.
Полное название храма церковь Христа Спасителя в Хоре. Первый монастырь появился на этом месте еще в VI в. или в начале VII в., и его греческое название «Хора» или турецкое kariye, означает пригород, земля вне городских стен. Действительно, монастырь, вошел в городскую черту только после строительства стен Феодосия. Монастырь резко вырос в своем значении, когда по соседству обосновалась императорская резиденция: высокопоставленные лица часто дожидались тут приема во Влахернском дворце. Именно из-за такого соседства около1315 г. за восстановление храма за свои средства взялся Феодор Метохит – великий логофет (первый министр и главный казначей) императора Андроника II, литератор и философ. Изображение Феодора Вы можете увидеть перед проходом в основное помещение храма по центральной оси нартекса (нартекс – притвор, входное помещение, обычно примыкавшее к западной стене византийского храма). Для большего понимания, при покупке билета, возьмите брошюрку в кассе на русском языке, где указаны названия всех мозаик и фресок. Итак, на мозаике изображен Спаситель с коленопреклоненным Феодором Метохитом, преподносящим маленькую модель церкви Хора. Если кого смущает вид логофета – огромный тюрбан и длинный кафтан, не волнуйтесь, Византия не стыдилась подражать соседям: там были в ходу даже молельные коврики – подсмотрели у мусульман.
Феодор был сыном опального вельможи, сосланного в Никею, и рисковал остаться провинциальным эрудитом, не сведи его судьба с императором Анроником II – в1290 г. Василевс, совершая поездку по империи, заметил красноречивого юношу. Потом была дипломатическая карьера, за которой последовал пост великого логофета, то есть премьер-министра. Метохит стал несметно богат, выдал дочь за императорского племянника и сделался самым влиятельным человеком Империи. Это не сказалось на его привычках книжного червя: проводя день в гуще придворных интриг, ночи он посвящал чтению и сочинительству. Современники называли его «ходячей библиотекой». В1328 г. Андроник III захватил Город и смена власти ударила по Метохиту в первую очередь. «Тот, кто всем казался самым богатым после императора, мгновенно сделался нищим». Вернувшись из ссылки, Феодор принял постриг и провел последние два года в своем любимом детище, монастыре Хора, где и был захоронен.
Под руководством Метохита подвергся переделке центральный купол Хоры, а в остальном главное здание осталось преждним, получив лишь мозаику мраморную отделку и новые полы. Зато оба нартекса и все остальные пристройки были возведены с нуля. Реконструкция завершилась весной1321 г.
Примерно через 50 лет после падения Константинополя Хадым Али-паша, великий везир султана Баязида II, распорядился построить над галереей церкви минарет, замазать побелкой фрески и мозаики, противоречащие догматам ислама, и превратить храм в мечеть Карийе (KariyeCamii). Этому человеку мы должны быть благодарны не меньше, чем Феодору Метохиту. Ведь только благодаря штукатурке Хадым Али-паши – жемчужина византийского искусства сохранилась до наших дней.
Новая жизнь этого прекрасного памятника человечества началась благодаря стараниям энтузиаста Византии и одновременно предприимчивого дельца, американца Томаса Виттемора, который в свое время убедил Ататюрка сделать музеем и Св. Софию. В 1948 году мечеть закрыли для реставрационных работ, проводимых специалистами Византийского института (США), а в 1958 г. в ней открыли музей Карийе. Памятник изучен с образцовой тщательностью, причем первым его исследователем еще в конце XIX в. был другой энтузиаст, русский искусствовед Федор Иванович Шмит (1877-1937) – страстно увлекавшийся человек, сделавшийся потом большевиком, а потом, естественно, расстрелянный. (Соч.: Мозаика и фрески Кахриэ-джами // Изв. РАИ в Константинополе. 1903. Кахриэ-джами I: История монастыря // Там же. 1906.).
Храм-музей состоит из трех основных помещений – вестибюля (нартекса), основного помещения храма (нефа или наоса) и погребальной капеллы (параклисия) с фресками, написанными сразу после завершения работ над мозаиками (1320).
Тематическому разнообразию и богатой детализации мозаик, украшающих нартекс и неф (более 50), нет равных. Мозаичные изображения посвящены четырем темам, представленными в более или менее хронологическом порядке. Это генеалогия Христа, рождение и детство Христа, жизнь Богоматери (из апокрифических Евангелий) и пасторское служение Христа. Фрески, украшающие параклисий, в стенах которого расположены ниши для гробниц (аркасолии), связанны с темой смерти и загробной жизни.
Что еще? В кассе можно взять небольшие брошюры (есть на русском языке) с кратким описанием истории храма и планами расположений мозаик и фресок, а так же их названиями. Кто захочет купить книги-альбомы с более подробной информацией и качественными фотографиями, то можно воспользоваться лавочкой в музее и сувенирными палатками возле церкви.
Информация:
Адрес: Karie Cami Sokak (Edimekadi)
Автобус: 28,86,90
Телефон: +90 (212) 534 84 14
Режим работы: 09:30 – 16:00 ежедневно кроме среды
Стоимость билета (входа): 15YTL (на 06.05.2012г)
Источники информации:
С.А. Иванов "В поисках Константинополя. Путеводитель по Византийскому Стамбулу и окресностям"
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: